Музей истории Южно-Уральской железной дороги
Куда пойти?
13 марта 2007, 13:26
|
|
В 1890 г. было принято решение о строительстве железной дороги названной впоследствии Транссибирской железнодорожной магистралью. По плану дорога начиналась в Челябинске и заканчивалась во Владивостоке. Строили ее 25 лет, а когда достроили, за лучшим городом закрепилось звание «ворота в Сибирь». Хранителем богатой истории Южно-Уральской железной дороги стал основанный в 1973 г. музей.
Начало пути
Главным инициатором выступил один из старейших железнодорожников, известный краевед Александр Иванович Козырев. К тому времени Александр Иванович уже отработал почти 40 лет на благо ЮУЖД: реконструировал ее в 30-е, строил детскую железную дорогу в конце 40-х, потом заведовал ею, преподавал в техникуме, сотрудничал с изобретателем В. Х. Балашенко, проводил краеведческие исследования и писал книги. Выйдя на пенсию в 1967 г., общественных забот не оставил. Вместе с советом ветеранов Управления ЮУЖД он работает над созданием музея, открытие которого состоялось 7 декабря 1973 г.
Первыми экспонатами в экспозиции стали раритеты, предоставленные старшим инспектором архива Оренбургского отделения дороги Геннадием Дмитриевичем Шиткиным:
- «Путеводiтель по Великой Сибирской ж. д.» (1900 г. выпуска);
- альбомы исполнительных чертежей (1906 г.);
- расписания движения поездов (1915 г.);
- различные дореволюционные свидетельства.
Существенный вклад в развитие фондов внесли пенсионеры, бывшие работники дороги и директора железнодорожных школ. Экспонаты собирали по всем отделениям ЮУЖД. Большую помощь в организации музея и сборе экспонатов оказал начальник Дорожного центра научно-технической информации (ДЦНТИ) В. В. Ясюченя.
Сегодня
С 7 мая 2004 г. музей принимает посетителей в доме №63 по ул. Цвиллинга.
К настоящему моменту коллекция составляет 15 000 тыс единиц хранения.
Основной зал
Здесь помещается постоянная экспозиция, рассказывающая про:
- зарождение железнодорожного транспорта
- историю строительства Транссибирской магистрали. Среди экспонатов: модели локомотивов, диорама, рисующая прибытие в Челябинск первого поезда и уголок дежурного по станции
- события первой четверти ХХ века. Здесь представлена коллекция железнодорожных фонарей, модель вагона-«теплушки», предметы из экипировки локомотивов. В числе прочего выставлены механические часы начала ХХ века, подаренные музею смотрителем станции Коновалово. Возраст часов около 100 лет, но они исправно работают и точно показывают время
- довоенный период. Среди экспонатов: рабочий стол первого начальника челябинской железной дороги, приборы 30-40 гг., средства связи. Кстати, в числе средств связи наибольший интерес вызывает американский телетайпный аппарат с печатающим устройством рычажного типа (первая половина ХХ века). В те дни он служил неким подобием «факса», с помощью которого железнодорожные станции обменивались информацией
- период Великой Отечественной войны. Здесь представлены, например: диорама, изображающая отправление бронепоезда из стен челябинского локомотивного депо; одежда, обмундирование и экипировка советских солдат; средства связи телефонный аппарат фирмы «Western Electric», созданный в начале ХХ века. Именно такие телефоны обеспечивали связь на фронте
- современность. Среди экспонатов: различные железнодорожные модели, комплекс материалов по фирменному поезду «Южный Урал», карта-схема ЮУЖД. Рассматривая модели электровозов разных времен, можно проследить историю развития локомотивостроения. Большинство представленных в этом в этом разделе экспонатов сделано руками детей.
Лекционный зал
Здесь проходят:
- временные выставки. Например, в январе состоялась выставка, посвященная 85-летию одной уникальной операции: в годы гражданской войны из Петрограда на Урал по железной дороге было вывезено и таким образом спасено 900 детей
- игры-беседы со школьниками
- встречи ветеранов
- семинары и конференции с участием работников других музеев
- заседания членов Всероссийского общества любителей железных дорог. Цель общества пропагандировать любовь к железной дороге. Поэтому его члены активно помогают музею: реставрируют экспонаты, пишут статьи в газеты, ищут и сообщают полезную информацию о событиях, происходящих в жизни железной дороги.
На всех парах
В мае 2005 г., к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, открылся филиал музея ЮУЖД музей железнодорожной техники. Под открытым небом рядом со строящимся пригородным вокзалом встали 20 единиц подвижного состава, выражаясь языком железнодорожников.
Инициатива по реализации этого проекта принадлежит начальнику ЮУЖД Анатолию Ивановичу Левченко. Именно по его приказу создана экспозиция. И теперь каждый желающий может, например, увидеть:
- итальянский электровоз, единственный в России;
- раритетный вагон 1910 г. Построен специально для перевозки «высокопоставленных особ», в том числе членов царской семьи. Вагон служил и долгое время после революции: в нем ездили начальники дороги и многие высокие чины. В конце 80-ых годов его поставили в запас, после чего тщательно охраняли и берегли. Таких вагонов сохранилось несколько, но только челябинский до сих пор на ходу;
- паровоз «Э», модель 1932 г. Эта модель прославила себя в годы ВОВ, когда паровозами «Э» было перевезено почти 70% всех грузов;
- тепловозы: маленький ТГМ 23Б (использовался исключительно для перевозки грузов на предприятиях) и большие Т 3, ТЭ 10 В-2, ЧМЭ 3, которые ходили по Транссибирской магистрали в середине ХХ века.
Музей истории ЮУЖД работает над расширением филиала, и в ближайшем будущем парк пополнится новыми экспонатами.
Посетить музей
ул. Цвиллинга, д. 63
Ост. «Стадион Локомотив»
тел.: 268-3321
ПН-ПТ 8:00-17:00
Начало проведения экскурсий 8:30
Окончание проведения экскурсий 16:30
Обеденный перерыв 13:00-14:00
Редакция «Лучшего Города» благодарит за оказанную помощь Людмилу Петровну Степанову, научного сотрудника музея ЮУЖД.
Над текстом работал Александр Скрябин
Фото К. Севастьянова.
|