Народный театр-студия «У паровоза»
Куда пойти?
27 июля 2006, 12:50
|
|
В Большой советской энциклопедии издания 1978 года сказано: «Народный театр — в СССР высшая форма театральной художественной самодеятельности, ее новая и более высокая ступень развития. Народные театры создаются на базе творчески зрелых коллективов, имеющих постоянную труппу и полноценный в идейном и художественном отношении репертуар…»
Всё правда. В 1963 г. драматический кружок средней школы №10 стал победителем областного смотра школьных театральных коллективов. Постановкой с задорным названием «Не пищать!» (по «Педагогической поэме» Макаренко) и артисты, и руководитель (учительница русского языка и литературы Зоя Арсеньевна Александрова) доказали свою творческую зрелость, а также полноценность в идейном и художественном отношении. Зое Арсеньевне предложили руководить коллективом «Юность» при Дворце пионеров.
Первая ее постановка там также была безукоризненна в идейном плане: пьеса «Смело мы в бой пойдем!», написанная Анатолием Александровым (директором школы, историком, краеведом и мужем режиссера) посвящалась революционерам лучшего города. Что касается силы художественного воплощения, ее наличие доказывает реакция зрителей. По свидетельствам, аплодировали артистам стоя и многие в зале плакали.
Возможно, умение Зои Арсеньевны вдохновляться революционными событиями имеет глубокие корни: именно посмотрев в Большом театре балет про китайскую революцию («Красные маки»), шестилетняя Зоя начала мечтать о театральной жизни для себя.
В 1968 г. у коллектива «Юности» появляется параллель в ДК Железнодорожников. В течение 3 лет театр работает на двух площадках, а потом окончательно переселяется к железнодорожникам. Но только в 1983 г. название «Юность» на более соответствующее месту жительства «У паровоза».
Народный театр-студия «У паровоза» существует, чтобы люди могли:
Стать любителями
Любителями («аматерами») называют людей, которые занимаются каким-то делом «не по званию», а по «охоте, призванию, любви». Однако разница между художественной самодеятельностью и любительством очень большая. Самодеятельность — это только момент: выучил песенку (стишок, драматический отрывок), встал на табуретку, исполнил, сорвал аплодисменты благодарных родственников. Любительство же предполагает работу: разучивание ролей, читка, репетиции, репетиции, репетиции…
Путать любительство с профессионализмом тоже не следует: среди любителей нет ревнивой актерской конкуренции; любитель не посвящает обдумыванию роли и работе над ней каждый миг жизни; любитель не знает, что такое играть 200 раз один спектакль и каждый раз находить новую грань в своей роли. Тем не менее, для многих любительство — это надолго.
Познакомиться с азами профессии и стать профессионалами
20 мая 1963 г. был проведен первый набор в студию театра. С тех пор наборы проводятся ежегодно. Изучаются актерское мастерство, сценическая речь, история театра, эстетика, изобразительное искусство. Для многих эта школа оказалась определяющей. Сегодня почти в каждом театре лучшего города работают профессионалы, когда-то занимавшиеся в студии «У паровоза».
Не стоит, однако, думать, что все «птенцы гнезда Александровой» не стали покидать Челябинск. Заслуженный артист РФ С. Власов работает в петербуржском Малом драматическом театре, такой же заслуженный Ю. Мочалов во МХАТе, в театре им. Вахтангова играют Н. Молева и С. Лымарев, в «Современнике» заслуженный артист РФ В. Пильников. Среди тех, кто начал творческую жизнь под руководством Зои Александровой, и заслуженные, и народные артисты.
Из «Гостевой книги» театра «У паровоза»:
Настасья: Я занималась в студии недолго, пару месяцев может, вводилась в спектакль, но так и не сыграла. Но зерно попало в благодарную почву я окончательно отравилась театром. Сейчас я получаю диплом актрисы театра и кино во ВГИКе, поступаю в театр и снимаюсь в кино. Случайно наткнулась на этот сайт, мне повезло судьба дает возможность поблагодарить. Спасибо. Без пафоса. Огромное спасибо. О многих из вас я частенько вспоминала, многие ситуации частенько прокручивала в голове, те, которые стали для меня хорошими уроками в жизни. А актерские упражнения, которым там научилась, даю уже своим ученикам :))
Илья Белостоцкий: Если меня кто еще помнит, это я, Илюха, который играл Васю в «Салюте динозаврам», и еще папеньку в «Беде от нежного сердца». Вот теперь учусь во ВГИКе в Москве на режиссерском. Уже на 4м курсе! Ребята, я вас всех люблю и помню. Зое Арсеньевне мои наилучшие пожелания. Трудно переоценить то, что она для меня сделала!!!!!!!!!!! В общем, меня чувства уже просто переполняют, потому буду прощаться, а то разревусь, как маленький. Так иногда хочется всё бросить и приехать в Челябинск, чтобы снова играть в «Паровозе»!!!
В сентябре этого года студия традиционно набирает учеников. Так что если вы чувствуете в себе пока неясные позывы к актерству, учите басню, стихотворение и прозаический отрывок, и приходите. Здесь вас выведут на чистую воду, и вы навсегда решите для себя, на сцене или в зрительном зале вам жить.
Поиграть в хороших пьесах
За время своего существования театр не переставал радовать репертуарным разнообразием. Ставились пьесы Арбузова, Васильева, Вишневского, Шварца, Окуджавы, Быкова, Чехова, Пристли, всего порядка 80 спектаклей за 40 с небольшим лет. Продолжает жить театр продолжает расти и репертуар. Сейчас в работе две пьесы. Одна написана по письмам и военным воспоминаниям и названа «У войны не женское лицо» (премьера ориентировочно предстоящей осенью). Вторая «Пьемонтский зверь» Андрея Курейчика (премьера весной 2007 г.)
В материале использованы фотографии Владимира Ваганова и Анатолия Шулепова.
Полезные ссылки:
Еще о театре «У паровоза».
Для любителей читать пьесы театральная библиотека.
|