|
Re: Наука и смысл жизни
Имя: newmann (Новичок)
Дата: 30 марта 2024 года, 3:41
|
|
[b]
Альтруистические проявления
[/b]
Жизнь индивидуума относительно жизни общности. В случае необходимости клетка «отказывается» от продолжения своей жизни ради интересов тела. В период генетических деформаций, способных превратить определенную клетку в раковую, она активизирует механизм, ведущий к прекращению ее жизни. «Опасение», что она станет раковым очагом и подвергнет опасности весь организм, заставляет клетку отказаться от своей жизни ради общего блага.
Аналогичные альтруистические проявления, только в других обстоятельствах, можно наблюдать, к примеру, у плесенных грибков Dictyostelium mucoroides. В идеальных условиях они существуют в виде отдельных клеток, обеспечивающих себя пищей и самостоятельно размножающихся. Однако при возникновении недостатка в пище они объединяются и создают многоклеточный организм, в процессе формирования которого часть клеток отказывается от продолжения собственной жизни, чтобы повысить выживаемость других клеток.
[b]Помощь ближнему[/b]. Множество примеров альтруизма в природе приводит исследователь обезьян Франс де Вааль в своей книге «Good Natured» («Добрые по природе»). В ходе одного из описываемых там экспериментов две обезьяны были разделены прозрачной перегородкой, позволявшей им видеть друг друга. Каждой обезьяне пища выдавалась в разное время, и обе пытались передать ее друг другу сквозь перегородку.
Наблюдения показали, что обезьяны склонны повышать чуткость и заботу о себе подобных, когда кто-то из них травмирован или испытывает ограничения в чем-либо. Обезьяна-инвалид сумела прожить два десятка лет в тяжелых климатических условиях и даже вырастить пять детенышей лишь благодаря помощи со стороны остальных особей. Другая обезьяна с ограниченными умственными и моторными способностями выжила благодаря своей взрослой сестре, очень долгое время носившей ее на спине и защищавшей ее. Самка, потерявшая зрение, удостоилась особой защиты со стороны мужских особей. Бабуин, брата которого сразил приступ эпилепсии, положил руку ему на грудь и твердо стоял на пути ассистентов, которые пытались приблизиться к ним.
Так же ведут себя и многие другие животные. Дельфины помогают своим раненным сородичам и держат их близко к поверхности воды, чтобы предотвратить фатальное погружение. Слоны, престарелый товарищ которых умер, всеми силами пытались поднять его, подкладывая хоботы и бивни под его тело, в результате чего несколько бивней даже было сломано. Когда пуля охотника пробила легкое слонихи, другие слоны пригнулись под ней, чтобы не дать ей упасть на землю.
[b]
Коллективное общество в животной среде.[/b] Животный мир показывает нам замечательные примеры жизни в коллективном сообществе, каждый член которого действует ради общей пользы. Подобные проявления поведения можно наблюдать у муравьев, у млекопитающих, у птиц и у других представителей фауны планеты.
Биологи Амоц и Авишаг Заави исследуя коллективную жизнь арабских серых дроздов — певчих птиц, распространенных в пустынных районах, описали многочисленные формы альтруистического поведения. Арабские серые дрозды живут группами, сообща защищают свои владения и все вместе заботятся об общем гнезде. Во время совместного приема пищи один из членов группы «стоит на страже», несмотря на собственный голод. Особи, нашедшие пищу, отдают ее другим, прежде чем насыщаются сами. Взрослые кормят птенцов, принадлежащих другим членам группы, и заботятся обо всех их нуждах. С приближением хищника серые дрозды кричат, чтобы предупредить своих товарищей, хотя тем самым обнаруживают себя. Более того, они рискуют жизнью в попытках вызволить члена группы, попавшего в когти хищника.
[b]Взаимозависимость[/b]. Научные исследования выявили несчетные примеры обоюдной зависимости, из которых мы приведем лишь один, описывающий взаимоотношения между представителями растительного и животного уровня. Растение юкка находится в симбиозе с бабочкой юкка. Самки бабочек опыляют растение, собирая пыльцу с тычинок одного цветка и точно прилепляя ее к столбику пестика другого. После этого самка бабочки откладывает яйца в рыльце, где позже сформируются семена юкки. Вылупляющиеся гусеницы питаются завязывающимися семенами, оставляя при этом достаточно ростков для продолжения симбиотической цепочки. Подобная система взаимоотношений обеспечивает жизнь и бабочкам, и растениям.
[b]
Без беды и без нужды.[/b] В не тронутой человеком среде животные ведут себя сообразно с тем, что хорошо для общности, хотя и принято думать, будто в их мире «выживает сильнейший». Об этом пишет американский профессор Бергстром в статье «Эволюция социального поведения». В таком сообществе животные всегда поддерживают равновесие и плотность заселения территории в соответствии с условиями жизни и пропитания. Ни одна из частей биоценоза не страдает от недостатка или отсутствия чего-либо, если только не произошла «авария», последствия которой общность исправляет с максимально возможной быстротой. В целом, общность обеспечивает каждого индивида самыми оптимальными условиями для выживания и наилучшего использования ресурсов окружающей среды.
[b]Не секрет, что один использует другого, дабы обеспечить собственное существование.[/b] Так заведено природой, это естественно, и дело тут не в жестокости, не в издержках и не в ошибочном взгляде на животный мир. Каждый уровень основывается на предыдущем. Растение, произрастая из неживой среды, как бы использует и уничтожает ее прежнюю форму существования. Животное, в свою очередь, поедает растение, а также других животных. В этом смысле, и люди не отличаются от представителей фауны. Действительно, разве человек лучше, если он тоже поедает животных и растения, причем делает это систематически и методично? Из материалов неживого уровня мы используем соль, воду и полезные ископаемые, однако в основном живем за счет растительного и животного уровней.
[b]Люди являются частью природы.[/b] Можно, конечно, изобрести химические препараты, которые будут нас насыщать, однако это неестественно. Нужно понимать, что использование природных ресурсов не представляет никакой проблемы, если целью является обеспечение наших насущных потребностей. Тем самым человечество не разрушает природу, не приводит к эксцессам и катаклизмам. Нужно лишь правильно использовать каждый природный уровень, поскольку он предназначен именно для обслуживания более высокой ступени. В таком случае, организм, завершающий свое существование, чтобы дать жизнь высшему, вовсе не чувствует, что теряет жизнь.
Мы наделяем животных своими чувствами и, естественно, начинаем их жалеть. Однако во-первых, хотя они и кажутся нам несчастными, их ощущения отнюдь не совпадают с нашими. А во-вторых, понимаем мы это или нет, такова природа вещей. Противодействуя общему закону природы, даже если он представляется нам на редкость жестоким, сами мы проявляем еще бо́льшую жестокость, так как коверкаем природу и вызываем неизбежную негативную реакцию.
|
|