С появлением компьютеров стало меньше играющих во дворе детей… И больше играющих на улицах взрослых. Это компьютерные игры вырвались в офф-лайн.
Стрит-игры (street-games, ночные игры, офф-лайн игры) — новые взрослые забавы, реальность третьего порядка: сначала были реальные войны, потом про эти войны придумали компьютерные игры, а теперь эти игры вышли на улицы.
Доза «Дозора»
В Челябинске есть несколько уличных игр, самые известные из них это «Схватка» и , но наиболее интересной и актуальной для горожан остаётся по-прежнему «Дозор». Стартовала она в июне 2006 года, проходит в ночь с субботы на воскресенье раз в две недели. Участвует до 12 команд, при этом участников и экипажей в командах не ограничено. За ночь необходимо выполнить 10 заданий. Они представлены в виде загадок, в которых зашифровано место. Угадав место, нужно найти код. Команде, первой нашедшей все коды, достается слава, деньги (50% призового фонда) и почет. Игра платная, взнос с команды сегодня — 3900 р.
Из чего состоит «Дозор»:
- интеллектуальные загадки. «Дозор» называют клубом знатоков на колесах. Для выполнения заданий нужны знания по краеведению и истории, мощная логика и гибкие ассоциации. Cлова «Байся-Калька» с лёгкой руки организаторов превратились в улицу Байкальская, а «Мирные эльфы» в фабрику тортов «Мирэль».
Вот задание из простых: «Превед, Медвед! Диржы керпич!»
Подсказка к заданию: «В Бобруйск, жывотнае!». Разгадать это задание проще простого, в «падонкавском» словаре есть несколько известных фраз. Первая «Превед, медвед!», вторая — «В Бобруйск жывотнае!». Бобруйск в задании сразу наталкивает на мысль, что код находится на ул. Бобруйская. Фраза про кирпич подсказывает, что код написан на знаке «Въезд запрещен», который в простанародье называется «Кирпич».
Вот, попробуйте разгадать задание посложнее: «Для крепости строения в кладку рекомендуется закладывать тонкие жареные картофельные ломтики, лучше «Принглз».*
- спорт. «Дозор» предлагает передвижение бегом вне автомобиля, потому что это игра на время в том числе.
- экстрим. В одной из первых игр «Дозора» в Челябинске код был запрятан в старом полуразрушенном здании. После игры была встреча организаторов с игроками, на вопрос: как вам задание с «домом», участник команды «Пятница 13», переполненный эмоциями, закричал: «Там был такой реально страшный дом!».
С тех пор городские руины и заброшенные здания некоторые челябинские «дозорные» так и называют: «реально страшный дом».
- дуракаваляние. Есть в игре такой тип заданий — с агентом. Чтобы получить код, нужно, например, в центре города стихи на табуретке прочесть. Агент обнаруживает себя и отдает код не сразу, поэтому всем предоставляется счастье публично попаясничать несколько минут.
D!S, участник команды «Пингвины и Тюлени»:
В одной из игр было задание: нужно было поймать маршрутку №67, которая колесила по городу. Мы вычислили схему её движения. И вот, наш автомобиль догоняет маршрутку, подрезает её. Водитель такси в панике, от страха он пытается закрыть все окна и двери. Вот он уже готов отдать всё: и деньги, и машину, только бы его оставили в живых. А «дозорные» начинают осматривать маршрутку и допрашивать, где находится код. Он, конечно понятия не имеет, о чем идёт речь. Случается и такое в игре.
Miriel, участница команды «Пингвины и Тюлени»:
Это происходило на территории одной из больниц. Задание с агентом. Реквизит — веревка и мыло. Верёвку нужно было взять с собой, а мыло нужно было спросить у агента, сказав что-то вроде: «Жить совсем надоело. Хочу повеситься». Агентом должен был быть охранник, но некоторые дозорные как всегда начудили: они встретили на территории больницы медсестру.
Представьте себе картину, четыре парня подходят к женщине и спрашивают у неё про мыло. Она, может быть, и испугалась, но виду не подала, отвечает им: «Может, в кустах или в магазине, вон там, наверное», — и указывает на киоски на остановке.
- туризм внутренний. Исследовать разрушенные и недостроенные здания на Северо-Востоке, подвалы домов Советского района, Ленинградский мост, побывать на кладбище «Градский Прииск», наведаться в посёлки Шагол или Каштак предлагает «Дозор» экспресс-туром за одну ночь.
- туризм внешний. «Дозор» проходит в 48 городах России и в 8 городах Украины, Казахстана, Англии. Иногда между городами проводятся игры «на выезд». Недавно, 21 апреля, прошло открытие «дозора» в городе Златоусте. Мастер-класс приехала показать сборная из челябинских команд. Челябинцы совершенно не знали город, ориентировались только по картам, и это не помешало им занять первое место. Сами участники говорят, что дело тут в опыте разгадывания «дозорных» загадок.
- сообщество. Наверное, одно из самых ценных предложений «Дозора» — возможность расширить круг общения. На данный момент постоянно в «Дозор» играет примерно 400-500 человек. Случаются любови, дружбы, деловые партнерства… Выборка участников вполне репрезентативна для любых корыстных и бескорыстных интересов.
- творчество. Здесь возможны варианты: дозорное и околодозорное творчество. Первое — это написание и проведение собственной игры. Второе — самодеятельность, посвященная игре — песни, графика, стихи или анекдоты.
К примеру, этот шедевр:
Развернув в машинах ноуты,
Плывут тяжёлые Дредноуты.
На дороге их не стой,
А то будет ой-ой-ой!..
Если любишь в жизни кайф -
Запишись в команду Драйф.
Там Михалыч (крупный Мозг)
Враз пропишет сотню розг.
А кто не видел северных оленей,
А также всяческих Пингвинов и Тюленей,
Которые ныряют в зимнем море,
У вас есть шанс увидеть их в Дозоре!
Если девушки не дали,
С горя топай в Три педали.
Там такие все дифчонки,
Восхищают до печёнки!..
Если мудрый человек,
Топай ты в Баккарди Блэк:
Если сразу не замучат,
То накормят и научат.
Если любишь пить ТубОрг,
Топай, парень, сразу в морг!
Шутка :). Топай без проблемы
В Милю обсуждать эмблему.
Если обсудить успеешь,
К концу как раз позеленеешь.
Есть такие Аппазишн,
Хор их издалёка слышен:
Громче всех орут «зе бест!»,
Правда, нет свободных мест.
А вот Финдеры артисты,
На верёвках альпинисты.
Любят с сотней плюсов тройки,
Все облазили помойки!..
(Graph-in, команда «Зелёная миля»)
Здесь перечислены почти все команды, это своеобразный ликбез для новичка в «Дозоре». Не забывают «дозорные» и про своих организаторов:
Также к творчеству можно отнести и свой «дозорный» сленг, появление новых слов, например:
Кустурить (глаг.) — бодро, со смекалкой шариться по кустам; копаться в зарослях, рыться, шарабошить, перебирать и щупать, особенно в потьмах;
Кустуриться как лисы. || Кустурился, крича код заунывно, протяжно; || Кристина клево кустурит || Откустурился (нашел искомое) см. также Шариться, Дозор. (Asterion, капитан команды «Пингвины и Тюлени»)
Иван Конор, организатор «Дозора» в Челябинске:
Похожих на «Дозор» проектов в Челябинске много. Оболочка у них одна, но главное отличие в том, что «Дозор» более экстремальная игра и более динамичная. Мы с друзьями играли » в команде «Альянс» и в «Схватку», и в «Дозор» с самого начала, наша команда выиграла всё, что только можно было выиграть. И после ухода первого организатор Андрея Когана, мы решили взяться за создание игр, так как мы довольно хорошо разбираемся в этом. Сейчас организацией челябинских игр занимаются четыре человека — вместе с друзьями мы придумываем задания для игр, разыскиваем подходящие места в городе и пишем коды.
За то время, что «Дозор» есть в Челябинске, игра стала более экстремальной, команды только и ждут заданий с высоким уровнем опасности, а задания стали сложнее, рассчитаны на высокий интеллектуальный уровень.
Игротерапия
Говорят, у стрит-игр есть очевидная психологическая польза. Например:
командообразование. Игры могут заменить экстремальные бизнес-тренинги типа «веревочных курсов», направленных на сплочение коллективов.
Вячеслав Заятдинов, директор финансовой группы:
Главная польза от таких игр в том, что они создают у людей чувство коллективного результата и чувство коллективных действий. Каждый, это понятно из «Дозора», тактику и стратегию игры участник переносит на корпоративные отношения.
Вторая польза это снятие стресса через игру, когда чрезмерные эмоции выходят в игре, а не в реальном общении. Положительных качеств стрит-игр немало развитие реакции, принятие быстрых решений, развитие интуиции и т.д. Тоже небесполезные навыки…
Иван Конор:
Если говорить о корпоративном духе игры, то в «Дозоре» это работа в команде, взаимодействие с координатором и подчинение капитану. Команды большие, как правило, не менее десяти человек. Основные задачи капитана: организовать движение по городу; кто-то из игроков лучше ездит, кто-то быстрее думает или хорошо ориентируется по городу — все возможности игроков нужно знать и учитывать, чтобы добиться хорошего результата. И главный фактор взаимодействие всех участников в команде. Когда команда один организм, представляет собой единое целое — именно это ключ к победе. Кстати, в челябинском «Дозоре» играют представители всевозможных профессий — пиарщики, программисты, врачи, студенты, преподаватели, директора, работники банков. Однажды в игре принимали участие даже местные депутаты — серьезного вида мужчины на машинах с правительственными номерами.
Алевтина Ермакова, психолог-консультант:
Человеческий организм нуждается в гармонии. Сератонин вещество, которое передаёт импульсы от одного нервного окончания другому. И, когда этого вещества не достаёт в организме, передача идет с нарушениями, как результат ухудшение настроения.
По законам игры нам должны радоваться: организаторы радуются участникам, участники рады в предвкушении победы. Нужно только преодолев стресс, получить свою дозу сератонина это эмоциональная реакция на окружающую среду, которая благотворно влияет на формирование веществ в организме.
Мысли об удаче, победе наполняют человека силами, дают способность спрогнозировать исход игры, увидеть ситуацию наперёд. Эти ощущения, полученные в процессе игры очень важны, нужно уметь перенести их в реальную жизнь. Это полезно, когда организм настроен на удачу.
Когда человек играет, он в эйфории, полусонном состоянии, словно загипнотизирован. Такое состояние у детей в раннем детстве. Они открыты, искренни. Именно это позволяет детям быстро учиться, находить ценные знания. Игроки ощущают примерно то же самое.
Кроме того, в игре можно расслабиться, выплеснуть эмоции, подавить тягостные чувства из реальной жизни, временно забыв о них. Играя, мы избавляется от страха совершить ошибку, страха, боязни быть непонятым это очень важно для представителей публичных профессий. Если мы что-то сделаем не так в жизни, то нас могут наказать за это. А игра, по большому счёту, ни к чему серьёзному не обязывает.
актуализация скрытых способностей. Виртуалистика (наука о виртуальных реальностях) утверждает, что человек при переходе в игровое пространство меняет под ее условия свой интеллектуальный уровень, учится использовать те свои способности, которые сейчас наиболее важны.
Кристина Вензель, участница команды «Пингвины и Тюлени»:
Когда участвуешь в «Дозоре» регулярно, в голове складывается определённый алгоритм разгадывания заданий, команда «Пингвины и Тюлени» во многом полагается на своё «шестое чувство». Говорят, в шутку, что организм «дозорного» устроен немного иначе, чем у обычных людей. У каждого участника «Дозора» есть особый орган, который называют «чуй». Он позволяет определять места, где запрятан код.
«А у особо продвинутых замечен интегрированный GPRS, которым чуется код», — шутят на челябинском форуме «Дозора».
избавление от комплексов. Особые обстоятельства игр помогают узнать о себе новое снять некоторые внутренние зажимы.
Miriel, участница команды «Пингвины и Тюлени»:
Много бывает в «Дозоре» таких ситуаций, когда приходится пересиливать себя, забывая о привычных моральных правилах и нормах. Самые яркие примеры, конечно, в заданиях с агентами: «В кафе сидит плохо видящий агент. Нужно подойти к нему с ваткой, смоченной йодом и сказать: «Я недавно сильно ушиб локоть. А сам дотянуться не могу. Вы мне не поможете?». Или вот задание: «участнику команды нужно признаться в любви продавщице круглосуточного магазина, если всё проходит успешно, она выдаёт команде код».
D!S, участник команды «Пингвины и Тюлени»:
Надолго запомню игру в ночь с 31 марта на первое апреля. Код находился внутри канализационного колодца. Мы спустились в него и жутко перепугались: на потолке висел человек. Девчонки из нашей команды в страхе вылезли из колодца и побежали так, что их не могли догнать на машине. Я сам удивился, пусть мне и было страшно, но я не отступил. Пошёл дальше, искать код, светя вперед фонарём.
Как я потом обнаружил, повесившийся человек оказался всего лишь манекеном. Так организаторы решили подшутить над «дозорными». Это у них получилось хорошо.
Алевтина Ермакова:
Работа в команде на достижение результата, доза адреналина, острые ощущения — всё это, конечно, здорово. Но нужно знать меру в игре, потому что для людей азартных она может стать опасной, если человек не сможет во время остановиться. Он не поймёт, где находится игра, а где реальность.
Другому человеку, который уверенно стоит на ногах в реальности, можно посоветовать эту игру, для получения новых впечатлений, нового заряда эмоций, расслабления или избавления от депрессии.
Игры имеют важное значение в жизни. Без возможности играть человек гаснет и его образное мышление теряет силу. Но, вывод такой, что выбирать игры нужно с умом.
Иван Конор:
Некоторые «дозорные» настолько любят игру, что живут от субботы до субботы, строя свои планы так, чтобы не упустить ни одной игры. Смысл игры, на мой взгляд, в отдыхе. Чем в ночь с субботы на воскресенье пить пиво, лучше отдохнуть, расслабиться и получить свой заряд эмоций на следующую неделю.
Справка «ЛГ»
В мире, кроме «Дозора», уже существуют:
Человекоохота. «Сухие войны», «Грохни.ру», «Street Wars» это охота на заранее определенную, добровольную жертву. Известно о ней самый минимум фото и ФИО, а бывает и без ФИО. Дополнительную информацию, ровно как и «профессионального» киллера-помощника или сыщика, можно купить за деньги. Оружие водяной пистолет или фотоаппарат. Охота длится несколько дней и круглосуточно и в рабочее, и в ночное время.
Поиск кладов. «Геокэшинг» GPS-забава, поиск «клада» с помощью спутниковых систем. «Клад» это конкретное место, чьи координаты или описание известны искателям. По правилам игры клады создаются в местах, приуроченных какой-либо природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности. Сокровища клада любые, на взгляд создателя тайника, ценные вещи от носков ручной вязки до бюстика Вольтера. Алгоритм такой: по координатам или подсказкам автора тайника, нужно найти его на местности. Выполнить задания автора. Из тайника можно взять любой приз, заменив его на свой, не менее ценный. Оставить запись в блокноте тайника о своем посещении, а так же указать, что взяли и что положили. Ну, и ехать домой, чувствуя себя, по крайней мере, Индианой Джонсом. Сейчас в России около 2000 тайников по всей территории страны, включая заполярье.
Охота на лис. Виртуальная охота «Can You See Me Now?» это что-то среднее между поиском кладов и охотой на людей. Сложный синтез компьютерных технологий порождает простые правила: виртуальные беглецы, управляемые посредством компьютеров из разных стран, прячутся в реальном городе от реальных охотников. Те могут засечь их специальными приборами. Это один из первых опытов совмещения игрового виртуального и реального пространства. А вот игра «NetAttack» делает уже из реального ландшафта виртуальный полигон для сражений: игроки снабжены шлемами с полупрозрачными дисплеями, которые накладывают виртуальные предметы на реальное поле зрения игрока. На поле брани «разбросаны» виртуальные бластеры и аптечки. В отличие от пейнтбола, оружие тоже виртуальное, но компьютерная система точно рассчитывает поражающую силу и сигнализирует о «ранениях».
Ночные поиски. «Encounter», «Night Hunter», «Схватка» ночные логические игры по типу «Дозора», поиск кодов по подсказкам. Первый в списке белорусский прародитель этих игр, с более совершенной, по сравнению с остальными, технической базой и одноименной он-лайн игрой.
Реплика от редакции:
С адреналиновой зависимостью, вызванной стрит-играми, «ЛГ» не советует бороться. Советует наслаждаться. Но при этом экспериментировать и искать другие формы ее выражения: например, лыжи, фингерборд и другие виды спорта (и экстремального не-спорта).
Над текстом работал Руслан Гирфанов
Фото предоставлены капитаном команды «Пингвины и Тюлени» Asterion’ом
* «Для крепости строения в кладку рекомендуется закладывать тонкие жареные картофельные ломтики, лучше «Принглз». Речь в задании идет о чипсах. Нужно было искать Челябинский Институт Путей Сообщения (ЧИПС). Расположен он по адресу ул. Цвиллинга (Самуил Моисеевич), д. 56. Код написан на стене.
|