Маленькие, а — СТИХИ! Краткий ликбез по малым стихотворным формам
Наука и образование
5 марта 2007, 00:49
|
|
В каждом из нас рано или поздно просыпается художник или поэт. Весна это хорошая причина начать новую, творческую жизнь. Не спешите отмахиваться от Музы, даже если ни разу не держали в руках пера!
| Каждый может стать поэтом, взявшись за работу с удовольствием. |
| Валентин Борисов |
Валентин Инютин, кандидат филологических наук, доцент:
Окультуривание и просвещение наших телеодичавших современников, и жителей лучшего города, нужно начинать с малого. В буквальном смысле этого слова. Допустим, сначала заинтересовывать малыми поэтическими жанрами: двустишиями, трехстишиями и т.д. Что же делать, если рекламнороликовое мышление иной возможности не даёт: мыслей две-три, они коротенькие, на много фраз не хватит! Суматошность жизни опять же, не способствует восприятию прозы Льва Николаевича Толстого. Малые поэтические жанры оперативны, мобильны, выразительны. Очень удобны в городском транспорте: «Проходите, гражданин — вы в трамвае не один». Они хороши в качестве тостов: «Застолье надо нам кончать, а Пал Егорыча — качать». Подходят для украшения гостями стен наших квартир: «Селёдка под шубой, скажу без утайки, была обалденным шедевром хозяйки». А можно просто информировать родных и близких: «Ушёл по делу, суп сварил, помыл посуду. Михаил».
Арсений Жиляев, проект ПОППИ («Популярные пограничные исследования»):
На самом деле, это не у человека возникает потребность рифмовать строчки, а у самих строчек, у языка возникает потребность в коммуникации и резонировании посредством человека. Человек может откликнуться на этот зов, а может подавить его. Я счастлив, что отклики еще возникают!
Для того чтобы написать стихотворение, требуются:
- вдохновение (у каждого свои источники);
- идея для сюжета (витает в воздухе);
- рифма;
- размер (который, как известно, не должен хромать).
Рифма — одинаковое или сходное звучание окончаний стихотворных строк. Может быть простой: между собой рифмуются два слова (ботинок — полуботинок) и составной: одно слово рифмуется с двумя (пакля — так ли?, где вы? — девы). Рифмовать умеют все. Органа, на который должен наступить медведь, чтобы отбить это умение, у человека, видимо, просто нет. Сложнее обстоит дело с размером.
Размер стихотворный — форма строения стихотворной строки. Размер определяется количеством слогов и числом ударений, а иногда — числом стоп, но их мы касаться не будем. Амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб и пр. — виды стихотворного размера.
Не стоит пугаться непонятных терминов. Есть один очень действенный и простой способ освоения размера: написать первое стихотворение по образцу, который отвечает всем правилам стихосложения! А начать можно и с совсем небольших поэтических творений: например, с двустиший.
Валентин Валентинович Инютин:
Между прочим, корни самых малых поэтических жанров очень древние. Они даже не в литературе — в фольклоре. Пословицы и поговорки, загадки тоже бывают рифмованными: «На Благовещение дождь — родится рожь», «По горам, по долам ходит шуба и кафтан». Более пространны заговоры, скажем, от сглазу: «Избавь, Бог, от серого, от синего, от чёрного, от жёлтого, от всякого глазу, от плохого часу».
1. Двустишия
Появились двустишия несметное количество лет назад. И тогда, как и сейчас, представляли собой простейшую строфу из двух стихов.
Плюсы написания двустишия для начинающих поэтов:
рифму нужно придумать только один раз и потому можно сосредоточиться на содержании стихотворения;
- размер стихосложения может быть абсолютно любым;
- никаких комплексов по поводу длины вашего детища! Двустишия — это вполне самостоятельные стихотворения: с античных времен известен греческий элегический дистих, а на Востоке до сих пор широко распространены арабские бейты. Да и эпиграммы, как правило, пишутся именно двустишием.
Самыми романтичными из двустиший по праву можно считать бейты. Яркая образность восточной поэзии находит свое отражение даже в терминологии: «бейт» на арабском значит «дом», а полустишия, из которых бейт складывается, называются «мисра», то есть «скаты крыши» или «створки двери». Если эти равные половинки удастся сложить воедино, можно будет гордиться созданием своего первого бейта!
Проба пера форумцев che.best-city.ru
podarochek:
От улыбки твоей оживает весна:
И на снег наплевать, и дубленка тесна!
2. Четверостишия
Освоить данный вид стихосложения будет проще, если вы уже набили руку на двустишиях.
Несомненные плюсы четверостишия:
- если вы уже научились писать бейты, напишите не один, а два бейта, и получится четверостишие;
- дайте фантазии волю: рифмовать строки можно как угодно;
- в четверостишие влезает в два раза больше мыслей, чем в двустишие;
- между прочим, и четверостишия бывают самостоятельными стихотворениями.
torys:
Мой календарь соврал, и мир остановился.
На золотых ветвях уже не спеют солнца.
И ветер, что вчера смеялся и кружился,
Уже сегодня спит. И завтра не проснется…
marty:
Молнией пронзаемая косо,
Мчится тучка в свой далекий путь.
Только нет могучего утеса,
Где б могла она передохнуть.
А если копнуть поглубже и немножко на Восток, то четверостишие может превратиться в такую форму стихосложения, как рубаи, широко распространенную в восточной поэзии IX–XII веков. Рубаи состоит из двух бейтов с рифмовкой а-а-б-а (иногда а-а-а-а), то есть рифмуются или все строки, или 1,2 и 4. Служит для выражения лирических переживаний и философских размышлений, так что это — как раз то, что требуется для отпетых романтиков. За образец можно смело брать рубаи Омара Хайяма, чьи четверостишия до сих пор можно услышать в качестве тостов за столом:
Омар Хайям:
Благородные люди, друг друга любя,
Видят горе других, забывают себя.
Если чести и блеска зеркал ты желаешь, —
Не завидуй другим, — и возлюбят тебя.
podarochek:
Когда покой потерян — не ищи
У старой заводи приюта для души.
Седлай коня, с друзьями распростившись,
Но навсегда прощаться — не спеши!
3. Трехстишия
Из двустишия, которое мы пробовали писать, классическое японское трехстишие вряд ли получится: здесь мы имеем дело с совершенно иным Востоком — вот уж где морока с размером и содержанием!
Хокку (хайку) — это трехстишия из японской поэзии. Рифмы в хокку нет, ударение не имеет никакого значения, но есть жесткая схема написания: у вас должно получиться в сумме 17 слогов (5 — первая строка, 7 — вторая, снова 5 — третья). В последнее время в Сети любители поэзии все чаще затевают «бои хокку» — своеобразные соревнования в искусстве стихосложения, когда ваш оппонент должен написать свое хокку, используя последнюю строку вашего стихотворения в качестве первой для своего.
Комментарии форумцев che.best-city.ru
zl-day:
С недавних пор очень люблю японскую поэзию (хокку). Трехстишье, несущее огромную смысловую нагрузку.
Бесспорные плюсы хокку:
всего три строки, которые не нужно рифмовать;
приходят в голову сами, если вы и лирик, и философ сразу — вам остается только проверить хокку на количество слогов в каждой строке;
хокку — это модно!
Проба пера форумцев che.best-city.ru
sarmanshhik:
Ты — в моем сердце.
Чайник вина на столе.
Поздняя осень.
От беззубой карги
До роскошной красавицы
Двадцать рюмок саке.
lionia:
Пива с мороза
Выпил бы бочки две-три.
Вот только нету.
Арсений Жиляев:
Минималистическая поэзия в силу отсутствия четкого контекста уже по форме является бесконечно красивой и бесконечно мудрой. Но такая интерпретация обманчива. Смысл всегда приходится извлекать своими силами. И каждый, как в известной рекламе, берет себе столько, сколько может унести. Другое дело, что во всем мире сложности для восприятия последовательно уничтожаются или сводятся к минимуму. Люди идут через упрощение, сводя деятельность художника к некому общепонятному клише. В результате искусство лучше продается, но при этом теряет статус искусства. Так и с хокку. Всем понятно и забавно. И лишь некоторым понятно, что ничего не понятно.
4. Пятистишия
Жанровых разновидностей пятистиший — тоже несколько, но самые известные среди них, пожалуй, танка и лимерики.
Продолжая японскую тему, вдохновляясь цветением сакуры, или, на худой конец, отечественной яблони, пишем тáнка. Танка (в переводе с японского — «короткая песня») — лирическое стихотворение, состоящее из 31 слога (классика: 5–7–5–7–7). Тонкая поэтика танка делает невозможным сравнение с любым другим жанром, потому и плюсы перечислять бессмысленно.
fenrir:
Солнце падает
в томную зелень чинар.
Закат каждый раз
как самый первый.
Я растворяюсь в небе.
Валентин Валентинович Инютин:
Опыты читателей «Лучшего города» в стихосложении радуют и обнадёживают. Есть энергия чувства, неординарность мысли, увлечённость поэтической формой. Особенно привлекательна открытость авторов к реалиям иных культур, их живой интерес к малым формам японской поэзии. У нас с Японией много общего: допустим, пристрастие к бесконечным чаепитиям, особенно на службе.
Лимерики — особенно забавная стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки, размера и сюжета (описывается история, которая случилась с кем-то где-то). Схема рифмовки — а-а-б-б-а. Отцом лимериков был англичанин Эдвард Лир, которому первому пришло в голову писать пятистишия «со странностями».
brat_nikodim:
Веселая девочка Лера
Не знала в гулянии меры
И маленьким детям —
Алешам и Петям —
Давала дурные примеры.
Валентин Валентинович Инютин:
Нужно ли, однако, ограничивать творческих порыв двух-, трёх- или пятистишиями? Освоив малые жанры в несколько строчек, можно переходить к самому сложному — к одностишиям. Лучше всего учиться у классиков. Отечественная литература в этом жанре имеет серьёзные достижения: от знаменитой фразы В. Брюсова «О, закрой свои бледные ноги» до популярных изречений В. Вишневского: «Ты снилась мне, и ты же разбудила», «По телефону смотритесь вы лучше», «О, скольких медсестёр вернул я к жизни!».
Ознакомиться с чужими творениями:
www.poezia.ru
http://lib.ru/POEZIQ
www.hokku.ru
http://stihi.net.ru
Разобраться в терминах, научиться писать стихи по учебнику, воспользоваться словарем рифм, опубликовать свое творение:
www.stihi.ru
Реплика от редакции:
Надеемся, что появление вашего имени среди других поэтов школьной программы — не самоцель? Если писать хочется — пишите, и неважно, будут читать ваши стихи миллионы или один-единственный дорогой вам человек!
Над текстом работали Валерия Вачевских, Роман Жолудь
|