Зал декоративно-прикладного искусства Урала
Куда пойти?
25 января 2007, 17:23
|
|
В 1977 году Областная картинная галерея по адресу площадь Революции, д. 1 открыла в качестве своего филиала выставочный зал «Художественные промыслы Южного Урала. В 1982 году выставочный зал приобрел статус самостоятельного музея. В 2005 году музей снова стал залом декоративно-прикладного искусства Урала и народных промыслов, слившись с Художественной галереей в единый Музей искусств.
В зале ДПИ Урала вы узнаете про:
Художественное литье
Коллекция предметов художественного литья насчитывает более 800 единиц хранения и отражает все ключевые этапы развития этого направления декоративно-прикладного искусства:
- каслинское
В 1747 г. тульский купец Яков Коробков построил в городе Касли железоделательный и чугуноплавильный завод. Уже спустя несколько лет изделия заводских мастеров стали известны и в Европе, и в Азии. Но всерьез художественным литьем занялись в начале XIX в., когда к работе на завод привлекаются профессиональные скульпторы и художники, в том числе выпускники Петербургской академии художеств М. Канаев и Н. Бах.
Апофеозом становится Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 г., где был представлен чугунный павильон-дворец в византийском стиле (проект Е. Баумгартена). У входа в павильон стояла скульптура «Россия» (автор Н. Лаверецкий) величественная и прекрасная воительница, оберегающая мир. Работа каслинцев была немедленно признана шедевром и получила Гран-при выставки. Много нашлось желающих купить шедевр, но владельцы соглашались продать лишь павильон, заявляя, что «Россия» не продается»! Поэтому в итоге «Россия» вернулась в Россию вместе с павильоном и до 50-х годов ХХ века лежала в подвалах. В 1958 г. после семимесячных реставрационных работ павильон и статуя были выставлены в зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Увеличенная копия «России» находится в Кремле.
- кусинское
Чугунолитейный завод на реке Кусе был основан купцом Илларионом Лушниным в 1778 г. Изготовлением «предметов мелкой (камерной) пластики» заводчане увлеклись в середине XIX в., и вскоре достигли в этом деле значительных успехов. Гран-при на Парижских выставках не получали, но в Копенгагене, Стокгольме, Глазго и Милане в разные годы кусинские изделия оценивались очень высоко.
Кабинетные вещи Кусинский литейно-машиностроительный завод выпускал в советские годы, выпускает и до сих пор.
Искусство Златоустовской гравюры на стали
В 1815 г. император Александр I во всеуслышанье назвал гравюру на стали «предметом гордости всей просвещенной Европы». В тот же год два немецких оружейника Вильгельм-Николаус Шаф и его сын Людвиг специалисты по украшению клинков серебряными и золотыми надписями и картинками приехали в Златоуст. Уже в начале 20-х годов работники оружейной фабрики, перенявшие науку немцев, превзошли учителей. Особенно славятся работы Ивана Бушуева.
Пик славы златоустовских граверов приходится на середину XIX в., когда завод активно участвует в отечественных и зарубежных выставках.
После Октябрьской революции фабрика была разрушена и разграблена, но уже в 1919 г. там выковывались клинки для Красной армии, не утратилось и искусство гравюры, гравированные изделия преподносились в дар вождям пролетариата: Ленину, Дзержинскому, Сталину, Калинину. Однако в целом период до 50-го года оценивается как упадочный.
Возрождение Златоустовской гравюры связывают с именами художников-граверов Геннадия Берсенева, Владимира Тарынина, Геннадия Драгуна, Леонида Валиева, Александра Кузьмичева.
Златоустовская гравюра на стали представлена в крупнейший музеях России, отдельные предметы хранятся и в европейских музеях. Челябинская коллекция (около 300 гравюр) отражает все стили, направления и этапы развития златоустовской гравюры в ХХ в.
Камнерезное искусство
В 1826 г. стараниями Василия Татищева, сыгравшего значительную роль в развитии уральской промышленности вообще, на Урал прибывает шведский мастер Христиан Рэф. Прибывает и начинает обучать уральцев искусству гранения и полированию камня. Насколько это было необходимо неизвестно, поскольку, по свидетельствам самого Рэфа, к моменту его приезда мастера-камнерезы уже были на Урале.
Оценить развитие камнерезного искусства позволяет коллекция музея, в которой представлены шкатулки из малахита, вазы и подсвечники из яшмы, лазурита, орлеца, серпентинита старейших камнерезных производств, художников В. Я. Бакулина, Е. Е. Васильева, В. А. Молчанова, А. М. Овчинникова и других. Коллекция продолжает пополняться ежегодно в музее проходит выставка-ярмарка «Каменных дел мастера», куда съезжаются российские и зарубежные мастера.
Южно-Уральский фарфор
В XIX в. на Урале действовали около десяти фарфорово-фаянсовых фабрик, выпускавших столовую и чайную посуду, пепельницы, чернильницы, детские игрушки. Первая из них была открыта в 1810 г. в Нижнем Тагиле по распоряжению Н. Демидова. Однако нельзя сказать, что фарфорово-фаянсовое дело на Урале как-то особенно прославило регион. В музее представлена небольшая коллекция южно-уральского фарфора (75 единиц).
Помимо перечисленного, в выставочных залах можно ознакомится с образцами народной уральской вышивки, с коллекциями расписных подносов и глиняной игрушки.
Посетить выставочный зал
ВТ-ВС 10:00-19:00 (билетные кассы закрываются на час раньше)
Площадь Революции, д. 1
тел.: 265-8141
Стоимость билетов:
Для взрослых 50 р.
Для студентов ВУЗов 30 р.
Для студентов техникумов и колледжей 20 р.
Над текстом работала Наталия Строганова
Использована информация с официального сайта музея
|