Челябинские пивовары начали новую кампанию против продажи пива детям: 19 июня они устроили круглый стол с участием представителей компании «Балтика», власти, общественных организаций, предприятий торговли и прессы.
Проблема заключается в следующем: несмотря на запрет законодателей, любой подросток при желании может купить пиво, и происходит это по двум причинам.
- Продавая пиво несовершеннолетним, продавцы не боятся нарушать закон: даже если их поймают (а таких случаев крайне мало), они отделаются незначительным штрафом;
- Законопослушные же продавцы даже не имеют права требовать у покупателя паспорт, они могут лишь спросить: «Честно-честно исполнилось 18 лет?».
По сложившейся у нас в стране традиции участники круглого стола сначала выясняли, кто виноват:
- Лариса Карелина, зам. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области предложила активнее привлекать к решению проблемы правоохранительные органы, которые будут неустанно штрафовать несознательных продавцов.
Юрий Авдеев, руководитель Центра профилактического сопровождения «Компас» считает, что проблема заключается в неправильном воспитании: именно родители должны рассказать своему чаду о пивном алкоголизме и вырастить законопослушного россиянина.
- Сергей Выпряжкин, руководитель Консультационно-реабилитационного центра «Крылья» во всем обвинил производителей пива, которые плохо контролируют свою дистрибьюторскую сеть.
- Владислав Гусев, директор челябинского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» ответил на это, что ответственность за сложившуюся ситуацию лежит не только на пивоварах, но и на власти, и на всей общественности в целом, и что решать ее нужно сообща.
- Вячеслав Мамонтов, председатель Исполнительного комитета Союза российских пивоваров подтвердил, что проблема касается всех, причем, особую роль в ее решении играют СМИ. По его словам, если по сигналам общественности постоянно проводить контрольные закупки, выявляя продавцов-нарушителей, то продажи пива подросткам снизятся. А если журналисты подключатся и начнут писать и показывать те торговые точки, сотрудников которых наказали за нарушение закона, то это укрепит уверенность граждан в эффективности совместного подхода к решению проблемы и заставит владельцев предприятий торговли задуматься о своей репутации.
А затем искали ответ на вопрос: «Что делать?»
- Вячеслав Мамонтов сообщил, что Союз пивоваров в ближайшее время инициирует работу над законопроектом, по которому продавец будет иметь право требовать паспорт у покупателя.
- Владислав Гусев рассказал об акции «Гражданской контроль», организованной Союзом российских пивоваров и компанией «Балтика».
В 2006 году были разработаны и выпущены специальные стикеры «Продажа пива несовершеннолетним запрещена», которые расклеивали в торговых точках, продающих пиво (в 2006-2007 годах таких стикеров по всей стране было расклеено около миллиона). Акция должна была обратить внимание покупателей на то, что покупает подросток, и за тем, что ему продают. В этом году разработчики акции решили несколько сместить акценты и выпустили стикеры с надписью «Есть 18? Подтверди!». По замыслу организаторов этот слоган должен пробудить в покупателях (особенно тех, кто выглядит моложаво) сознательность и желание предъявить документы.
Кроме того, с 20 июня до 20 июля проходит конкурс социальных плакатов, направленных на помощь в борьбе с продажами пива подросткам. В нем могут поучаствовать все желающие челябинцы, отправив свои работы этот адрес (принимаются рисунки, компьютерные коллажи и фотографии в формате JPG). Лучшие работы опубликуют на сайтах «Балтики» и СРП и вышлют в СМИ в качестве иллюстраций пресс-релизов о ходе акции. Победитель конкурса получит диплом, приз (flash-карту), а также даст свой комментарий в статье по итогам акции.
Остальные жители лучшего города могут принять участие в акции иным образом: уже разработан плакат, призывающий каждого, кто станет свидетелем продажи пива несовершеннолетним, звонить по телефону горячей линии: 8-800-333-3303. Устроители акции обещают, что информация о торговых точках, систематически нарушающих закон, будет передана в правоохранительные органы, в контролирующие организации и журналистам.
Реплика от редакции:
Борьба с подростковым алкоголизмом дело хорошее, и в ней должны участвовать все, это очевидно. То, что пивовары хотят соблюдать закон и заботятся о здоровом поколении, свидетельствует о том, что бизнес все-таки стремится жить по правилам цивилизованного общества. Однако интересно, если все-таки система борьбы с продажей пива подросткам заработает, кто же будет покупать пиво «Cooler», чтобы быть «кульным»?…
ЛГ
|