Свой первый интернет-дневник Дэн Гиллмор начал в 1999-м году. Тогда он работал журналистом в ежедневной газете и параллельно занимался ее онлайн-версией. Знакомый Дэна, один из первых создателей программного обеспечения для блогов, предложил ему попробовать. «А что такое блог?» удивился Дэн. Получив подробное объяснение, он отправился за разрешением к редактору. Тот дал добро, но с оговоркой: «Только чтобы журналистике не мешало!».
Дэн Гиллмор, пионер блогосферы:
На самом деле, мне очень повезло. Может быть, три года спустя, эти же люди не разрешили бы мне заниматься блогом. Но тогда все только начиналось, и они просто не представляли себе, что может получиться. Всегда очень интересно делать что-то новое, потому что те, кто за это отвечают, еще не знают, чего нужно опасаться.
Теперь выяснилось, что Интернет вообще и блоги в частности журналистике не только не мешают, но и помогают ей находить новые пути развития. Например, сайт корейского журналиста Йон Хо (Oh Yeon Ho).
Дэн Гиллмор, эксперт в области гражданской журналистики:
Это совершенно невероятный проект онлайн-газеты, появившийся в 2002 году (или это было в 99-м, а в 2002 я посетил сайт первый раз, не помню). Автор проекта был довольно хорошим журналистом, он поехал в США, закончил аспирантуру факультета журналистики, а когда вернулся в Корею, ему пришло в голову, что неплохо бы было создать нечто альтернативное традиционным печатным СМИ. Ведь они все похожи и по своей политике, и по той информации, которую размещают. А господин Хо предположил, что все могут быть репортерами, и что название этой новой профессии будет «гражданин репортер», «народный репортер». Затем он пригласил жителей Кореи: пожалуйста, будьте народными репортерами. И люди стали присылать свои статьи, которые редактировались профессиональными редакторами и размещались на сайте.
Сейчас каждый может, не дожидаясь специальных приглашений, стать народным репортером возможностей достаточно. Например, всем известный ЖЖ отличная площадка для новичков. Здесь на суд общественности можно выносить не только свои мысли и переживания, но и попробовать силы в создании собственной новостной ленты. Дэн Гиллмор, однако, считает, что аудитория ЖЖ количественно ограничена. И не всякий сумеет завоевать даже маленькую аудиторию, не говоря уж о большой. Но ценно ощущение, что за каждым дневником стоит живой человек, со своими мыслями, чувствами и эмоциями. На вопрос «Как получить прибыль от блога?», американец, конечно, усмехнулся: в своем университете он ведет целый курс по этой теме. Однако один секрет все же открыл.
Дэн Гиллмор, обладатель бесценного опыта:
Один из способов создать популярный блог выбрать близкую вам тему, говорить на которую вы можете долго и с удовольствием и ради которой готовы проводить много времени в поисках новой информации. Если вы объемно освещаете эту тему, даете гиперссылки на материалы других людей, предоставляете собственный анализ, можете рассчитывать, что и на вас начнут ссылаться. Со временем вы станете человеком, к которому будут обращаться, если захотят получить мнение по данному вопросу. А если ваша тема окажется интересна рекламодателям, тогда можно считать, что вы добились полного успеха в бизнесе. Но я бы не стал выбирать тему, руководствуясь лишь возможным интересом рекламодателей. Один друг дал мне очень хороший совет, которого я придерживаюсь, он сказал мне: «Никогда не становись экспертом по теме, которую ты ненавидишь».
В лучшем городе есть свои примеры «звездных» блогов. Автор одного такого (с аудиторией в 1,5 тыс. человек) журналист Макс Бодягин. И он по-своему формулирует рецепт блог-успеха.
Макс Бодягин, блоггер лучшего города:
Блоггинг для меня творческая отдушина, а не способ заработать. К тому же с убогим состоянием электронных платежных систем в России пытаться заработать на блоге впрямую это утопичная и даже где-то глуповатая идея. Я не занимаюсь целенаправленной раскруткой своего блога, поисковой оптимизацией и т.п. Во-первых, потому что это отнимает слишком много времени, во-вторых, в случае искусственной накрутки рейтинга я получу много поклонников «низкого качества», а я не хочу зависеть от аудитории. Рецепт же хорошего блога известен и прост, как столовый ножик: надо писать хорошо, регулярно и с любовью к своим читателям. Вот и все.